ансамбль "Мираж"
"Миражи" без туманов. Дмитрий ШАВЫРИН.
Короткий экскурс в историю. 1979 год - меломаны открывают для себя "Воскресенье". 1980-й - после знаменитого тбилисского фестиваля широкая аудитория открывает "Машину времени", "Автограф" и "Диалог". 1981-й - шумный успех магнито-альбома "Карнавала" (и выход их дебютного миньона - первой рок-пластинки на "Мелодии") и концертные опыты "Аракса". 1983-й - "Банановые острова" Матецкого - Чернавского, а 1984-й - Юрий Лоза со скандальной славой "Путешествия в рок-н-ролл". 1985-й - начало популяризации записей "ДДТ" и "Аквариума". 1986-й - открытие региональных "школ" рок-музыки - "Наутилус Помпилиус" и "Калинов мост" и, наконец, 1987 и 1988 годы - массовый психоз на "металл" и параллельно с этим увлечение более легкой, танцевальной музыкой в лица "Миража". Причем, несмотря на то, что шум вокруг группы несколько затих, по-прежнему "Мираж" собирает на гастролях по стране аншлаги. В ФЕВРАЛЕ 1986 г. студент МАИ Андрей Литягин - записывает на домашней студии инструментальную фонограмму (с Ряшиным и Прокловым), единственным минусом которой было... отсутствие вокала, способного преобразить фонограмму в некий "лакомый кусочек". На запись решили пригласить телефонистку Наташу Гулькину из джазовой студии и Маргариту Суханкину - учащуюся в консерватории. В марте 1986-го альбом "Звезды нас ждут" был завершен, и лишь спустя полгода группа решилась начать гастрольную деятельность. При этом состав пополнился еще одной девушкой - Светланой Разиной. Еще через некоторое время плотность гастрольной деятельности достигла 80-90 концертов в месяц. Причем это были не чисто фонограммные концерты, как считают многие. На фонограмму накладывался живой звук всех инструментов, создавая при этом эффект "дабл-трека", и пелось все естественным голосом. Итак, в первом составе "Миража" выступали - композитор Андрей Литягин, гитарист Сергей Проклов (на концертах его подменял Игорь Пономарев), клавишник Роман Жуков и барабанщик Сергей Солопов. Лидер-вокал - Наталья Гулькина и вокал - Светлана Разина. Но начало концертно-творческой деятельности складывалось не совсем удачно. Во-первых, несколько подвело название. В Киеве была группа с таким же названием, играющая электронную музыку. Именно записи киевлян пошли гулять по стране первыми, но не получили должной популярности, хотя, естественно, и внесли некоторую путаницу. Кстати, впоследствии киевский "Мираж" стал использовать фонограммы московского. Был "Мираж" и в Западной Европе, но это неразберихи, к счастью, не прибавляло. Как объясняет поэт группы Валерий Соколов, название коллективу было придумано из расчета того, что "мираж - природный феномен, позволяющий близко увидеть то, что далеко". Но феномен в данном случае оказался другим. Ажиотаж, поднятый вокруг группы, привел к такой ситуации, что при росте популярности, полностью отсутствовала информация в прессе, и коллектива как бы не существовало для телевидения. Этим не преминули воспользоваться разного рода дельцы - на чужом успехе, как на дрожжах, возникло множество двойников, которые использовали оригинальную запись и, выступая по стране, именовались "Миражом". В 1987 году первый "двойник" сделал всем теперь известный Андрей Разин. Он взял какую-то танцовщицу и сделал дискотеку-шоу "Мираж". Прикрытием было то, что это лишь дискотека, пародирующая оригинальный состав. Помните сюжет во "Взгляде", когда администратор "Ласкового мая" Аркадий Кудряшов пел во Владивостоке за Шатунова? Прикрытием было то же самое - без паники, мы лишь хотим показать, как работает "Ласковый май". Остальные "двойники" работали от случая к случаю, гастролируя по маленьким городам. Их довольно быстро ловили, и они с позором удалялись. Почему группу не афишировали? Может быть, если рассматривать вопрос с позиций сегодняшнего дня, это было ошибкой. Тогда же музыканты были убеждены, что если бы в газетах появились фотографии и ролики бы крутили по телевизору, то интерес к группе мог бы резко упасть. Именно тем, что "Мираж" никто и никогда не видел, объяснялся огромный интерес зрителей к нему. Всем хотелось посмотреть, что же такое "Мираж". А отсюда и постоянные аншлаги. Но может быть и другoe - кому-то было просто выгодно, чтобы "Мираж" на телевидение не попал и тем самым имел как бы "подпольную" популярность. :КОГДА по стране начали широко расходиться записи группы, то многие музыкальные критики начали говорить о том, что все это очень вторично. Но, как оказалось, Андрей Литягин этого и не скрывал. Первая фонограмма "Звезды нас ждут" имела - подзаголовок - "Модерн токинг" - да, но мы можем не хуже. Ведь сначала Андрей и не собирался серьезно заниматься музыкой. Он закончил МАИ с красным дипломом, а для всех математиков свойственно однажды начатое дело доводить до логического конца. Так случилось и с Литягиным. Записав фонограмму, его уже было невозможно оторвать от идеи "Миража". Казалось бы, все шло по накатанной колее, но вдруг летом 1988 года, начались первые конфликты. Честно говоря, как и в большинстве случаев (как у нас в стране, так и за рубежом), из-за финансовых разногласий, а также по причине множества "двойников", певших голосом Гулькиной. Не будем описывать всех драматических перипетий ситуации, но когда все эти вопросы стали неразрешимыми, то Гулькина окончательно ушла. Произошло это в июне 1988 года. В чем-то масла в огонь подлил тот же Андрей Разин. Он уговорил Наташу работать с ним. В "армии" "Миражей" тотчас же прибавилось пополнение. Одни "двойники" (уже разиновские) "официально" пели под фонограмму Гулькиной, другие же "Миражи", где была сама Гулькина, тоже, естественно, "пели" ее голосом. В такой сложной ситуации необходимо было что-то предпринять. И тогда "Мираж", оставшийся без Наташи, остановился и вообще перестал выступать. Разин же придумал новую аферу - он взял одну из 36 финалисток "Московской красавицы-88" Марину Савелову и стал с ней работать. Естественно, опять под ту же самую фонограмму. Так появился "очередной" "Мираж", гастролировавший по Сибири и Дальнему Востоку вместе с... "Ласковым маем", который уже к тому времени стал принадлежать Андрею Разину. Вконец запутавшись с "Миражами", режиссеры прошлогоднего праздника газеты в ЦПКиО им. М. Горького пригласили на выступление 26 июня 1988 г. сразу две группы с одинаковым названием, обе из которых не знали, что работали почти в одном месте. После кратковременной остановки Андрей Литягин решает возрождать "Мираж". Для сохранения общего имиджа группы ансамбль пригласил в дополнение к Свете Разиной (не имеющей, кстати, никаких родственных связей с Андреем) Наташу Ветлицкую (потом она работала с Димой Маликовым и сейчас с Варшавским). Вокальные партии несколько изменились, и показываемые изредка на ЦТ два клипа, отснятых в Центре моды "Люкс", являются оригинальными - с вокалом Наташи Ветлицкой. Наташа Гулькина вместе со своим мужем Костей Терентьевым организовывает группу "Звезды", название которой подсказал первый альбом, спетый Гулькиной. Но и на этом путаница не закончилась. Клавишник группы Роман Жуков в ноябре 1988 г. записал сольный альбом "Первый снег", но распространителям со студий звукозаписи было выгодно, с коммерческой точки зрения, представлять фонограмму как "Мираж-11" или "Мираж-88". Хотя, повторим, это был сольник, где несколько песен напела Света Разина. Опять же для того, чтобы как-то прояснить запутанную ситуацию, новый состав "Миража" вторую свою фонограмму продержал до января нынешнего года, и только сейчас магнитоальбом "Снова вместе" начал получать распространение. Тексты к этой фонограмме написали: 7 - Соколов и 4 - сам Литягин. Появление записи в дискотеках совпало с уходом Соколова (как поэта) из группы. Устав от творческих разногласий внутри коллектива, Светлана, Валерий и клавишник Роман Жуков организуют свою группу, назвав ее "Фея". К НЕЙ мы еще вернемся; а что стало с "Миражом"? К концу 1988г. стабилизировался новый состав. Появился гитарист Леша Горбашов (ранее работал с Сергеем Сарычевым), записавший также самостоятельный альбом "Фристайл". На сцене сейчас только одна девушка - ведущая вокалистка Татьяна Овсиенко (в студии еще работает и Маргарита Суханкина). На барабанахвсё тот же Сергей Соколов и на клавишах Михаил Кулаков. Андрей Литягин записал программу, где основной голос будет принадлежать не девушкам, а одному из инструменталистов, т.е. второму клавишнику Саше Хлопкову. Так возникла группа "Маленький принц". Наташа Гулькина (25 лет) и её звезды в сотрудничестве скомпозитором Леонидом Величковским в январе 1989 года записали свой первый альбом - "Мой маленький принц", в который вошли уже получившие популярность шлягеры "Солнце горит", "Улетает в небо шар" - одни из первых работ коллектива. (В некоторых студиях звукозаписи фонограмма называется "Мираж-5"). В составе "Звезд" играют молодые способные музыканты: Игорь Иншаков (27) - гитара, Игорь Милованов (27) - ударные, Александр Чижов (28) - клавишные, Елена Терентьева (24) и Константин Терентьев (26) - клавишные - художественный руководитель группы. Сочетание высокого чистого голоса Натальи Гулькиной, уже получившей признание широкого зрителя как лауреата хит-парадов 1987- 1988 годов, конкурса "Осенний марафон" и стиля евро-диско придает группе свое неповторимое звучание. Концертные выступления "Звезды превращаются в шоу на сцене, проходят в тесном контакте со зрителем, и остается только сожалеть, что не во всех залах публика может танцевать. Снят и показан по телевидению первый клип группы. Сейчас коллектив работает над своим вторым альбомом, который планируется выпустить осенью 1989 года. Творческие планы дружных "Звезд" внушают уверенность, что они займут достойное место среди ведущих исполнителей стиля диско. - А ВОТ "Фея" готовит что-то новенькое. "Фея" переводится как "судьба", - говорит художественный руководитель группы Валерий Соколов, - но фея - это еще и добрая волшебница. Мы хотим дарить радость и хорошее настроение всем, кто приходит на наши концерты. Мы подготовили новую программу, которая, думаю, понравится истинным любителям "Миража". Это веселая танцевальная музыка разных авторов, тексты к которой написали мы со Светой. В нашей программе также принимает участие и Роман Жуков, и как автор, и как певец. (Сейчас он уже работает с группой "Маршал"). В составе которой Дмитрий Соленов - ударные; Степан Разин - клавиши (родной брат Светы) и Вячеслав Громадский - клавиши (экс-"Мираж"). Вышел новый альбом группы "Фея". Теперь мы стараемся чаще принимать участие в телевизионных программах. Цель у "Феи" одна - чтобы о ней побыстрее узнали и чтобы больше не возникало путаницы с "двойниками". В составе кроме Разиной (клавиши) Андрей Казедуб - клавиши (из одного из первых составов "Миража"); Николай Юров - гитара и Екатерина Садовая - клавиши. Роман Жуков закончил запись второго сольного альбома, который, видимо, опять начнет распространяться под вывеской "Миража", хотя это будет далеко не так. Во всяком случае группа "Фея" будет всячески препятствовать этому. Альбом носит название "Максимальная версия дискотеки". НУ ЧТО, разобрались? Я сам не очень. Кто еще не все понял, начинайте читать сначала. Р. S. Не знаю, как другие коллективы "тройки", а "Звезды", "Фея" и Роман Жуков выступят с 13 по 18 октября в осеннем туре первого фестиваля "ЗД". "Мираж" прекратил свои гастрольные выступления и с появлением в России цивилизованного рынка аудио и видео носителей, приобрел магнитоальбомную жизнь, и надо сказать, что и здесь группа достигла огромных успехов. До сих пор, по итогам продаж компании "Союз", один из альбомов группы "Мираж" занимает верхнюю строчку. И теперь, спустя десять лет, летом 1999 года А. Литягин решил возродить свой проект в новом лице. После долгих прослушиваний и тщательного отбора, были приглашены в новый состав четыре девушки. Но на этот раз А. Литягин не хотел повторять прошлых ошибок и возродить скандальные слухи о фонограммном исполнении песен из репертуара старой группы "Мираж". К реализации нового проекта решили подойти с профессиональными приемами. Основным критерием был принят, живое исполнение, как старых, так и новых композиций. Общий имидж группы формировался именно таким образом, чтобы слушатель получал удовольствие, не только от созерцания красивого шоу, но и от профессионального исполнения , удовлетворяющие потребности публики. Осенью 1999 года состоялась презентация нового, возрождающегося "Миража". На этой презентации присутствовали давние исполнители старой группы "Мираж". Выпуск нового альбома с названием "Версия 2000" снова подтвердили, что "Мираж" не забыт и по сей день, обладает своей аудиторией слушателей. Летом 2000 года ожидалось появление нового альбома группы "Мираж".
Еще в студенческие годы, в 1985 сотрудничала с Андреем Литягиным для записей в группе "Зона активности", в 1987 записала три песни для первого магнитоальбом студийной группы "Мираж". Альбом "Звёзды нас ждут" имел ошеломляющий успех. Но дальнейшая сессионная работа не представляла для молодой оперной певицы никакого творческого интереса и Маргарита прекратила сотрудничество с Литягиным. В конце 90х Маргарита рассказывала, что после расставания Литягин привлек к работе несколько певиц, пение которых в унисон должно было приблизится к богатому тембру голоса Суханкиной. Как бы там ни было, на сцене c Миражом Суханкина не выступала никогда, под ее фонограму делали себе карьеру другие "солистки" танцовщицы. В 2007 прозвучала версия, которая многое объясняет. Бывший солист студии "Мираж" рассказал, чтобы придать отточенное "эстрадное" звучание песням второго альбома, компютерные специалисты в студии Литягина тщательно перерабатывали все фонограмы спетые Маргаритой Суханкиной. В вышедшем в 1989 году магнитоальбоме "Снова вместе" роскошный вокал Суханкиной изменен компьютерной обработкой до неузнаваемости, а непередаваемая манера пения Маргариты, приведена к эстрадным стандартам. "Можно ли после этого считать, что это поет наша Маргарита Суханкина?". В 1991 году Маргарита окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу вокала у профессора Нины Львовны Дорлиак. С 1993 года становится солисткой Большого театра России. В ее репертуаре партия Лауры в опере А. Даргомыжского ''Каменный гость". Ольги в 'Евгении Онегине" П. Чайковского. С большим успехом она исполняет партию Керубино в опере В.-А Моцарта "Свадьба Фигаро". Успешно проходят сольные концерты Маргариты Маруны в нашей стране и за рубежом: во Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Голландии, Израиле, Японии. В репертуаре певицы - камерные произведения В.-А. Моцарта, И. Гайдна, А. Страделлы. Ею исполнены партии меццо-сопрано в мессе И.-С . Баха си-минор и "Торжественной мессе" Бетховена с оркестром имени Тосканини под управлением Рудольфа Барша. В 1995 г. певица принимала участие в исполнении "Свадебки" 11. Стравинского с оркестром Берлинской филармонии под управлением Владимира Ашкенази. Был выпушен компакт-диск "Свадебки'' известной фирмой ДЕССА. Маргарита Маруна охотно вспоминает о работе в студии Миража, известны ее интервью программе "Соки и воды" на Радио-101 и Владимиру Соловьеву на "Серебрянном дожде" и на телеканале ТНТ. Во всех своих выступлениях Маргарита говорит лишь о 3 (трех) песнях исполненых ею для первого магнитоальбома "Миража" ("Видео", "Звезды нас ждут", "Эта ночь"). Оперная прима Большого театра давно не работает на некогда удачливого продюссера Сергея Литягина, хотя ее имя и ее голос уже 15-лет активно эксплуатируются на эстраде. Все выходящие после 1987 записи "Миража", якобы с голосом Риты Суханкиной, это либо ремиксы старых работ либо компьютерный синтез. Имено так Маргарита Суханкина навсегда осталась голосом "Миража".Из эстрадных выступлений известно ее выступление на творческом вечере композитора Александры Пахмутовой вместе с певцом Юлианом. Голос и манера исполнения Маргариты Маруны совершенно не напоминают Риту Суханкину. Фрагмент интервью с Жанной Агузаровой, опубликованого в газете <Живой звук> №5 1996 год) - Давай поговорим немного о <Мираже>. Ты тут как-то говорила, что его тайная вокалистка Рита Суханкина является для тебя авторитетом в области вокала. - Да-да-да! Особенно я прониклась после того, как увидела о ней статью в этом удивительном, умильном журнальчике <Живой Звук>. Я была всегда удивительно проникнута к этому тембру, который стоял за все ми этими вьдвиженками и гризетками... Если такой тембр был способен спровоцировать и породить пять звезд поп-культуры - это, значит, был просто сильный тембр, о'кей? После Пугачевой, конечно: у Аллочки самый главный тембр страны. А этот стоит сразу после нее. |
|
||||||||||||||||||||||
Начни с начала Не забывай Утренняя почта |
|||||||||||||||||||||||
Copyright 2002 "Популярная советская песня" Вы можете использовать наши материалы в некомерческих целях, при условиии сохранения авторства и указания ссылки на сервер popsa.info. |